MENU
Главная » Статьи » Архив

Высадка Десанта Петрозаводск Пограничники
высадка десанта петрозаводск пограничники

В освобожденном Петрозаводске

И.С.Молчанов,

командир 31-го отдельного батальона морской пехоты в Онежской военной флотилии, комендант освобожденного в июне 1944 г.Петрозаводска

В июньские дни 1944 года в форсировании реки Свири наш батальон не участвовал. В этой операции отличился наш бывший однополчанин Костя Кулик, который служил в нашем батальоне со дня его формирования: сначала в первой роте, затем в разведвзводе, в звании главного старшины, командиром отделения. Это был отличный боец, авторитетный коммунист. Мы его направили на курсы младших лейтенантов при 7-й армии, по окончании которых он был назначен в армейскую часть. За отвагу и мужество, проявленные при форсировании Свири, младшему лейтенанту К.А.Кулику, бывшему слесарю Ворошиловградского завода, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Приближалось время нашего выступления. Все дни после 10 июня в штабе флотилии с моим участием проигрывались на карте разные варианты высадки десанта и его боевого обеспечения, включая прикрытие с воздуха. Делались конкретные расчеты огневой корабельной поддержки. Проводились тренировки в посадке десантников на корабли и высадке на берег.

26 июня 1944 года батальон в полном составе сосредоточился в районе посадки. К вечеру был получен боевой приказ командующего флотилией. Произвели построение всех подразделений. Вынесли наше боевое знамя, поклялись образцово выполнить боевой приказ командования. Командиром десанта назначен был я, командиром высадки десанта - капитан 3 ранга И.П.Никулин.

27 июня 1944 года в 18 часов 31-й батальон морской пехоты, имея боевую задачу высадиться южнее Петрозаводска, в Уйской губе, вышел на боевых кораблях и транспортах флотилии в Онежское озеро. И.П.Никулин и я были на ходовом мостике канонерской лодки. 40. Политический подъем личного состава был огромным.

28 июня в 7 часов утра с торпедных катеров и бронекатеров под прикрытием залпов катюш , огня пушек и пулеметов кораблей был произведен первый бросок в составе усиленной роты под командованием лейтенанта А.Ф.Молькетеллера. Бойцы зацепились за берег и, преодолевая многорядные проволочные заграждения, минные поля, начали расширять плацдарм, обеспечивая высадку основных сил десанта.

При поддержке кораблей флотилии и авиации десантники освободили село Деревянное, очистили мыс Уйский, перерезали шоссейную дорогу, преградив путь противнику, отступавшему под натиском 368-й стрелковой дивизии. Не обошлось без жертв. Подорвался на мине и, несмотря на немедленно оказанную медицинскую помощь, скончался старший матрос Н.И.Овчинников. Он похоронен на Зарецком кладбище в Петрозаводске.

Вскоре я получил по радио приказ командующего флотилией о высадке десанта непосредственно в Петрозаводске и о назначении меня комендантом города. Мы быстро погрузились на бронекатера, канонерские лодки и сторожевые катера и полным ходом пошли в Петрозаводск.

28 июня 1944 года около часа дня мы были высажены в Петрозаводске и, таким образом, первыми вступили в столицу республики. Трудно описать нашу радость, когда мы увидели, с каким нетерпением ждали нас, освободителей, советские люди, с каким чувством радости, со слезами на глазах, обнимали жители города нас, советских бойцов и офицеров! Выполняя боевую задачу, мы быстро заняли вокзал, электростанцию и другие важные объекты, выставили заставы на окраинах и ввели патрулирование в городе. Но сил явно не хватало, и по моей просьбе командующий флотилией отправил за подкреплением в Уйскую губу бронекатера В.Д.Таранова и канонерскую лодку Московский комсомолец .

К вечеру 28 июня корабли доставили автоматчиков нашего батальона, а в ночь на 29 июня канонерская лодка Московский комсомолец и пароход Полоцк пришли в Петрозаводск с артиллерией и другими подразделениями 31-го батальона.

Под утро 29 июня в город пришли и наши десантники, продвигавшиеся по дороге от

Деревянного. На пути они обезвредили более 300 противопехотных и противотанковых мин. 29 июня с юга в город вошли передовые части дивизии генерала В.К.Сопенко, а с севера - 313-й дивизии.

Несмотря на огромную усталость моряки-десантники рвались в бой, вперед на запад. Но надо было выполнять приказ командующего флотилией, возложившего на меня обязанности коменданта города.

В городе и порту огромные разрушения - электростанции, мосты. Промышленные предприятия уничтожены, кругом мины. Мрачную картину представляли пять городских концлагерей - высокие ограды из колючей проволоки, сторожевые вышки. Повсюду объявления, заканчивающиеся словом расстрел . В лагерях томилось свыше 20 тысяч советских людей. Большая работа выпала на долю саперов батальона под командованием мичмана С.М.Жидкова. В течение недели они обезвредили до 5 тысяч мин. До 8 июля бойцы нашего батальона несли охрану в столице Карелии, помогая партийным и советским органам налаживать нормальную жизнь в освобожденном городе. Связисты батальона под командованием старшего лейтенанта В.С.Черемисинова установили телефонную связь в здании ЦК и горкома партии, Совнаркома и Президиума Верховного Совета, и она действовала до нашего ухода.

В ночь на 8 июля 1944 года был получен приказ командующего о передаче батальона штабу Карельского фронта и о срочном выходе на фронт. Уже на фронте нам стало известно, что за успешные действия в Свирско-Петрозаводской операции батальону присвоено наименование Петрозаводский .

Программа тура

21 февраля: Высадка десанта на ж/ вокзале г. Петрозаводска. Главнокомандующий (гид) встречает «солдат» с табличкой «Карелия» по прибытии поезда №18 (08.33) у вагона №10.

У главнокомандующего есть стратегическая карта, на которой он будет ставить метки при прохождении заданий. После построения и переклички солдаты садятся в военный транспорт, закамуфлированный под туристский автобус. Солдаты получают личное оружие, которым можно воспользоваться не более трех раз в сутки! На решение первой задачи отряду выделяется 5 минут. После правильно разгаданного первого задания автобус отправится в пункт назначения. Место дислокации - г. Кондопога (в 54 км от г. Петрозаводска), отель «Карелия» (пл. Ленина, 5).

«Голодный - богатырем не будешь» - отряд бойцов плотно завтракает в кафе «Похъяла» («шведский стол»).

Солдатам выдается конверт с координатами. Под руководством генерала отряд проходит инструктаж по технике безопасности и уходит на выполнение миссии.

Во время лыжной прогулки осматриваем важнейший стратегический объект - главный маяк на Онежском озере, высотой в 42 м. Со времен императрицы Екатерины II, с 1774 г. он получил культовый статус церкви Успения Божьей Матери в старой д. Кондопога.

Задание выполнено: тайна деревянного зодчества разгадана, исторические объекты отцифрованы!

По возвращении – обед.

Марш-бросок по местности. Маршрут следования: г. Кондопога.

Цель:

1.​ Познакомиться с поражающим воображение Дворцом искусств, выяснить, почему равного ему нет на всем Северо-западе России.

2.​ Сделать остановку у музыкальных часов-карильонов (уникальная звонница, привезенная из Голландии), установить название мелодии, издаваемой 23-мя северными колокольчиками.

Возвращение в отель. Вечернее заседание штаба – праздничный ужин с конкурсной программой «Карельские молодецкие забавы» в кафе «Похъяла».

Города: Кондопожский район

Достопримечательности: Успенская церковь 2-й день

22 февраля: Завтрак («шведский стол»).

Возможность провести день по выбранной самостоятельно программе.

Обед.

* В свободное время за доп. плату вы можете приобрести услуги отеля «Карелия».

* Экскурсия в Западную Карелию, «старую Финляндию» за доп. плату. При наборе группы. Возможность посетить старинный г. Сердоболь (Сортавала). Город, который по праву называют «архитектурной энциклопедией европейского зодчества», имеющий три даты рождения, три названия и принадлежавший в разное время трем государствам.

В городском облике сохранились следы градостроительных традиций Швеции, Финляндии и России:

- прогуляемся по старинным улочкам города

- пообедаем в кафе

- посетим мастерскую Кронида Гоголева, уникального мастера рельефной резьбы по дереву.

Суровая ладожская природа, сказочные персонажи, предметы быта оживут для Вас в стиле 3D на картинах и иллюстрациях к карельскому эпосу «Калевала».

- поднимемся на величественную гору Кухавуори. Запаситесь фотоаппаратами – ведь там можно сделать фото-стоп с «высоты птичьего полета».

Путешествие продолжается – нас ждет знаменитый «окунёвый порог» - водопад Ахвенкоски. Когда-то здесь снимался легендарный фильм «А зори здесь тихие…».

И фантастическая мраморная каменоломня Рускеала, напоминающая сон в сказочную ночь, настолько нереальными выглядят причудливые очертания отвесных мраморных скал в пещере горного короля Рускеайнена. Именно здесь долгое время добывался мрамор для соборов и дворцов Санкт-Петербурга.

Таинственные штольни и гроты, утес Иван-да-Марья, – всё это мир Рускеальского горного парка.

*Ужин за доп. плату.

Города: Сортавала

Достопримечательности: Горный парк Рускеала, Музей Кронида Гоголева 3-й день

23 февраля: Завтрак («шведский стол»). Есть возможность питаться по постному меню. Администратора надо предупреждать накануне.

Операция «Петроглиф». Утреннее заседание штаба, анализ собранной информации за два дня, нанесение секретного сообщения на камень, по принципу передачи информации предками.

Обед и сбор «амуниции».

Разведчик (водитель) везет отряд на место съемок ремейка знаменитого фильма «А зори здесь тихие…» - водопад Кивач.

Этот могучий старик-исполин - один из крупнейших равнинных водопадов Европы. Задание:

1.​ Узнать древнюю карельскую легенду о реке Суне.

2.​ Раскрыть тайну происхождения равнинного водопада.

3.​ Произвести разведку в национальном заповеднике.

4.​ Проследовать через музей природы в дендрарий с рощей карельской березы. Узнать секрет голограммы рисунка самого дорогого дерева на Земле.

Отъезд в сердце лесной Республики – г. Петрозаводск.

Пополнить «дембельский» альбом кадрами памятных мест столицы Карелии:

1.​ Авангардные скульптуры «Пушки», «Рыбаки» и УХО Дерева Желаний на знаменитой Онежской набережной.

2.​ Памятник основателю – Петру.

3.​ Губернаторский сад.

4.​ Круглая площадь и национальный театр республики Карелия.

В 17.30 отряд десантируется на ж/д вокзал г. Петрозаводска для отправки в пункт дальнейшего следования, указанного в проездных документах.

Отъезд в Москву или в Санкт-Петербург.

Города: Кондопожский район, Петрозаводск

Достопримечательности: Водопад Кивач, Онежская Набережная

Морской фронт страны 1941-1945 гг

2.14. Десанты Ладожской и Онежской военных флотилий в ходе Свирско-Петозаводской операции Карельского фронта

23-28 июня 1944 года

Перед началом Свирско-Петрозаводской операции[1] командующий Карельским фронтом генерал армии К.А. Мерецков принял решение силами Ладожской военной флотилии (ЛВФ) высадить морской десант в тыл противника в междуречье Видлицы и Тулоксы, который должен был перерезать шоссейную и железную дороги и, лишив противника возможности подвозить резервы, удерживать захваченный плацдарм до подхода главных сил 7-й армии.Замысел сов. командования предусматривал нанесение главного удара силами 7-й А из р-на Лодейного Поля на Олонец, Сортавала. 7-й армии противостояла Олонецкая оперативная группа финских войск в составе 6-го армейского корпуса и Ладожской бригады береговой обороны. План операции предусматривал вспомогательный. удар частью сил 32-й армии из района северо- восточнее Медвежьегорска на Суоярви, а частью сил #8212 на Петрозаводск. Онежская военная флотилия должна была содействовать наступлению войск 32 армии на побережье Онежского озера путем высадки тактических десантов. Войскам 32 армии противодействовала оперативная группа финских войск в составе 2-го армейского корпуса, 14-й пехотной дивизии и Онежской бригады береговой обороны.

Для перевозки десанта Ладожской военной военной флотилии из Новой Ладоги (70-я отдельная морская стрелковая бригада, 3667 человек, командир подполковник А.В. Блак) было выделено 4 вспомогательных судна (мобилизованные рыболовецкие суда), 2 катерных-тральщика и 2 шхуны (плоскодонные парусные рыболовецкие лодки).

В отряд высадочных средств входило 12 катеров, 19 десантных тендеров[2]

и 9 мотоботов[3]. в охранение #8212 6 сторожевых катеров МО, 2 бронекатера, трофейное десантное судно. Артиллерийская поддержка во время высадки десанта возлагалась на корабельный отряд в составе 5-ти канонерских лодок (бывший эсминец (минный крейсер) «Сибирский стрелок» 1906 года постройки — самый крупный корабль специальной постройки, участвовавший в высадке. Имел полное водоизмещение 820 тонн и три 100-мм орудия. Очевидно, был выбран в качестве командного пункта из-за достаточно высокой скорости (16 узлов) и наличия хорошего навигационного оборудования. Остальные четыре канонерские лодки были переоборудованы из грунтовозных шаланд Балттехфлота НКВД, имели по две 130-мм пушки («Бурея», «Бира» и «Селемджа» ) или три 100-мм пушки («Нора» ) и полное водоизмещение в 1140 тонн, но развивали скорость только в 9 узлов) 2-х ПЛ #171 М-77#8243 (?) и #171 М-79#8243 (?), 2-х ТКА и 2-х СКА) #8212 11 вымпелов.

Всего морской десант обеспечивался 68-ю вымпелами москитного флота и 2-мя ПЛ типа #171 М#187 . Прикрытие десанта на переходе и поддержка его при высадке были возложены на 7-ю воздушную армию и авиацию Балтийского флота (всего 230 самолетов).

23.06.44 в 05-00  корабли отряда артиллерийской поддержки открыли огонь по району высадки. Через 30 мин по укреплениям противника нанесли удар бомбардировщики. Огнем кораблей и истребителями была отражена атака самолетов противника. В 05-55 катера и тендеры с первым броском десанта подошли к берегу. Канонерские лодки перенесли огонь в глубину обороны противника.

Несмотря на яростное сопротивление врага, за день было высажено 3159 человек. Десантники захватили плацдарм 4,5 км по фронту и 2 км в глубину, перерезали дорогу Олонец #8212 Питкяранта.

Для поддержки десанта авиация совершила за сутки 347 самолето-вылетов.

24.06.44 к 17-00 в штормовых условиях на плацдарм был высажен первый эшелон 3-й отдельной бригады морской пехоты. Высадка остальных эшелонов из-за шторма длилась до 26.06. Всего было высажено около 5000 человек с 59 орудиями, 46 минометами и др.

Поддержанный огнем корабельной артиллерии, десант отразил контратаки противника и прочно удерживал железную и шоссейную дороги на Питкяранту. Отступающие неприятельские войска были вынуждены бросать технику и отходить по проселочным дорогам в обход плацдарма, занятого десантом.

27.06.44 десант соединился с частями 7-й армии и участвовал в освобождении Видлицы. Канонерские лодки, ПЛ и катера Ладожской военной флотилии поддерживали огнем наступление войск.

Онежская военная флотилия (командующий капитан 1 ранга Антонов Н.В.) в составе штабного корабля, шести канонерских лодок. восьми бронекатеров. семи сторожевых катеров и катеров-тральщиков. четырёх глиссеров. отдельного батальона морской пехоты и вспомогательных судов в ходе Свирско-Петрозаводской операции 1944 г содействовала сухопутным войскам в форсировании р. Свирь (23 июня),

высаживала тактические десанты на о. Большой Климецкий (23 июня), в бухту Лахтинская (26 июня), Уйскую губу и в г. Петрозаводск (28 июня). При содействии сил флотилии и десантов 28 июня советские войска освободили Петрозаводск Только 21-28 июня 1944 г. корабли и вспомогательные суда флотилии перевезли свыше 48 тысяч человек, 212 танков, 446 орудий и значительное количество другой техники и различных грузов..

В результате Свирско-Петрозаводской операции Карельский фронт при участии Ладожской и Онежской военных флотилий нанесли тяжелое поражение противнику, продвинулись в западном и югозападном направлениях на 110-250 км, освободили большую часть Карело-Финской ССР, очистили от противника Кировскую ж. д. и Беломорско-Балтийский канал.

52 воина-участника Свирско-Петрозаводской операции удостоены звания Героя Советского Союза.

За успехи в Тулоксинской десантной операции Ладожская военная флотилия (командующий контр-адмирал В.С. Чероков) была награждена орденом Красного Знамени.

[1] Свирско-Петрозаводская операция 1944, наступательная операция войск левого крыла Карельского фронта 21 июня — 9 августа в Южной Карелии во время Великой Отечественной войны 1941—45.

[2] Десантный Тендер (моторное судно) — плоскодонное моторное судно. Имеет малую осадку, грузоподъемность до 30 т и экипаж из 2-3 человек. К 1944 году десантные тендеры стали выпускаться на нескольких судостроительных и судоремонтных заводах Ленинграда. Доставка по железной дороге

Источники: http://pobeda.karelia.ru/remember3.html, http://www.delfin-tour.ru/tours/1792.html, http://www.bgudkov.ru/?page_id=371

Категория: Архив | Добавил: petrozavodsk-8142 (20.09.2015)
Просмотров: 517 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar